Маркетплейс позволит страхователям удаленно заключать сделки с премией более 15 тыс. рублей

Создание финансового маркетплейса – проекта, поддерживаемого Банком России – позволит страхователям заключать в электронном виде на IT-платформах сделки с премией более 15 тыс. рублей, что сегодня не допускается законодательно. Об этом сообщила советник первого зампреда ЦБ Елена Чайковская на конференции по страхованию во вторник в Москве.

Она напомнила, что в настоящее время страхователь должен явиться лично в страховую компанию, если сумма премии по договору превышает 15 тыс. рублей.

Концепция marketplace изложена в основном законопроекте (“О совершении сделок с использованием электронной платформы”) и корреспондирующих поправках, которые содержатся в законопроекте-спутнике. Оба документа были внесены в Госдуму в конце декабря 2018 года группой депутатов во главе с руководителем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. Основной законопроект стоит в графике Госдумы для рассмотрения в первом чтении 19 июня.

Еще одним весомым преимуществом работы через маркетплейс станет возможность упрощенной идентификации клиентов через платформу или через банки, присоединенные к ней (страховое сообщество пока только инициирует законодательно обеспечить им возможность упрощенной идентификации клиентов; в настоящее время, чтобы получить расчет тарифа в страховой компании по любому продукту, клиенту приходится каждый раз снова полностью проходить процедуру идентификации – прим. ИФ).

Чайковская подчеркнула, что проект создания финансового маркетплейса является коммерческим, за который платят участники рынка, “Банк России в нем выступает регулятором и будет сопровождать исполнение соответствующего закона”.

На первом этапе, по словам представителя ЦБ, выбрано четыре платформы маркетплейса, включая “Московскую биржу”. В перспективе число таких платформ законодательно ограничиваться не будет. На платформах будут продаваться те продукты, которые сегодня предлагаются на рынке. На первом этапе в число продаваемых финпродуктов включаются банковские вклады, продукты ПИФов, облигации, полисы ОСАГО. “Позднее в законодательство будут внесены дополнения, с учетом которых станет возможным реализация ипотечных кредитов”, – сказала она.

“В настоящее время со страховщиками отработаны этапы заключения договора ОСАГО через маркетплейс вплоть до его подписания. Остается вопрос о том, будет ли обеспечиваться через платформу возможность сопровождения договора ОСАГО и внесения в него последующих изменений или эта история завершится на моменте продажи”, – пояснила Чайковская.

Она сказала, что присоединение к платформе и отсоединение от нее будет осуществляться так же просто, “как вилка электроприбора включается в розетку”. К платформе смогут без ограничений пристыковываться различные агрегаторы. Таким образом, платформа оказывается регистратором финансовых транзакций. Ее цель – создание доверительной среды и формирование удобного способа для клиента при осуществлении сделки.

“Собственно, весь законопроект о маркетплейсе посвящен реализации этих двух принципов. Клиенту требуется надежная площадка и сокращенный путь заключения сделки”, – пояснила советник Швецова.

Согласно законопроекту за использование платформы платит банк, а не потребитель финансовой услуги. При этом Чайковская допустила, что в перспективе возможно подключение сервисов, за которые будет платить клиент, если выявится соответствующий спрос на такой сервис.

Чайковская сказала, что “если бы представители ЦБ знали о том, каким распространенным станет слово “маркетплейс” к моменту завершения разработки проекта, никогда бы не использовали это слово”. “Теперь оно используется даже в названии кафе в Санкт-Петербурге. В этом проекте все создает рынок, а Банк России формирует регуляторную среду, чтобы создать условия воплощения этого проекта”, – добавила она.

Советник первого зампреда ЦБ также сообщила, что в перспективе рассматривается возможность осуществления выплат владельцам депозитов от АСВ через платформу маркетплейс.

Источник